?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

"Риголетто" Дж. Верди

Либретто Ф. Пьяве по драме В. Гюго "Король забавляется", музыка Дж. Верди.

Пьеса Гюго была запрещена, так как в этой драме "предстают в порочном соревновании грехов король Франции Франциск I и его шут Трибуле". Опера же перенесла огромное количество цензурных вмешательств. 
 
Гюго: "Моя пьеса безнравственна? Вы находите? Безнравственна по содержанию? Вот её содержание. Трибуле - урод, Трибуле - немощен, Трибуле - придворный шут: тройное несчастье, которое его озлобило. Трибуле ненавидит короля за то, что он - король, вельмож - за то, что они вельможи, людей - за то, что не у всех у них горб на спине. Его единственное развлечение - беспрерывно сталкивать вельмож с королём, ломая более слабого о более сильного... Король - лишь паяц в руках Трибуле, всемогущий паяц, разбивающий все жизни, и шут дёргает его за ниточку... Истинный сюжет драмы - проклятие Сен-Валье... На кого пало это проклятье? На королевского шута Трибуле? Нет. На Трибуле-человека, отца, у которого есть сердце, у которого есть дочь".

Верди: "Относительно названия: если "Король забавляется" сохранить нельзя, то пусть оно будет "Проклятие Валье" или короче: "Проклятие" В этом проклятии заключена вся тема..."

Сопротивление цензуры было из ряда религиозных, т.к. нельзя было демонстрировать со сцены взгляды фатальности человеческой судьбы, главенствовать должна свободная католическая воля. Но роковое проклятие графа Монтероне - это смысловое ядро трагедии, поэтому Верди любой ценой отстаивал свою идею. Также  "культурной революцией" было  решение сделать главным персонажем человека с физическим недостатком - горбуна. Это был вызов традициям итальянского театра того времени. Евгений Колобов, основатель театра Новая Опера, считает, что "побуждать горбуна самому завоёвывать авансцену является со стороны Верди сильным романтическим жестом - защитой прав человека, от рождения физически неполноценного".

Гюго: "У Трибуле два воспитанника - король и дочь - король, которого он обучает пороку, и дочь, которую он растит для добродетели. Король погубит дочь".

Партитура оперы тоже довольно необычна, в ней Верди предложил новейшую для того времени драматургическую концепцию. Именно это новаторство я, к сожалению, и не смогла оценить. Я люблю в операх прекрасные арии сопровождающиеся необыкновенной музыкой. А в "Риголетто" сплошной музыкальный поток из диалогов "без арий, финалов, с одной бесконечной нитью дуэтов", музыка идёт словно фоном.

Премьера оперы состоялась 11 марта 1851 года и имела колоссальный успех, она стала культовым произведением. Сам Верди считал, что это лучшее его творение. Интересный факт, Гюго, не видя оперы, а только слыша отзывы, был очень недоволен, зол настолько, что даже подал в суд на Верди и Пьяве, обвиняя их в искажении сюжета. Но услышав оперу, был невероятно потрясён и признал свою неправоту.
Я же восторгов по поводу этого произведения не разделяю :) Понимаю её значимость в истории мировой классической оперы, но удовольствия от прослушивания не получила. 


Comments

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com