?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

   Гуляя по Запретному городу, мы сказали экскурсоводу, что хотели бы познакомиться с китайской живописью. Она отвела нас в павильон с картинами 11-20 веков. Было очень интересно увидеть вживую эти непривычные европейскому глазу полотна. Сказать, что китайская культура полностью отличается от европейской - это всё равно, что ничего не сказать. Европейские художники создавали рисунок, образы с помощью объёма и форм, цвета и светотени, а отличительной чертой китайской живописи является то, что образы создаются посредством линейного рисунка. Живопись и каллиграфия очень близки. Это говорит о том, что в основе китайского изобразительного искусства лежит линия. И художники, и каллиграфы используют одни и те же материалы и инструменты: кисть, мягкая пористая бумага из бамбукового или конопляного волокна и тушь. Для работы с цветом используют полихромы , золотое правило, которых - тушь не должна преграждать путь цвету, а цвет не должен преграждать путь туши.

Го Си. "Начало весны в горах" Свиток. Тушь. 11 век.


Му Ци. "Обезьяна с детёнышами". Тушь. 13 век.


Отличительные черты:

- многоточечная и рассеянная перспектива, которая в отличие от фокусной даёт возможность создать художественную картину мира, не связывая себя рамками ограниченного горизонтом пространства;

- лаконичная и ясная композиция из пятен локального цвета;

- выразительные, ритмичные контуры;

- плоский, линейный рисунок, без светотени;

- основной идейный принцип заключается в стремлении передать в живописи настроение художника, дух всего живого, сущность, а не внешнее натуралистическое сходство.

- вместо подписи китайские художники оставляли на картине пометку личной печатью.

Лу Чжи. 1496-1576.


Коротко расскажу о жанрах, хотя, конечно, каждый из них заслуживает целой статьи.

- пейзаж "горы и воды".  Природа рассматривалась как место спасения от гнёта общества и уединения от мирской суеты. Художник старался передать лирическое настроение, призывал к гармонии и единению с ней. Миниатюрность человеческих фигурок на фоне грандиозных ландшафтов должна была вызвать мысли о величии вселенной, в которой человек лишь песчинка, её часть. В этом, кстати, состоит ещё одно отличие китайской живописи от европейской, где человеку уделялось главное внимание.

- живопись "цветов и птиц". Здесь большое значение имеют символы.

- портрет. Этот жанр играет не самую значительную роль. Здесь можно выделить два направления:
1) Конфуцианская традиция социально-этической значимости человека. Художники данного направления изображали мемориальные портреты исторических и государственных деятелей, высоких сановников, членов их семей и придворных красавиц. Они работали в основном в цвете, в детальной, скурпулёзной манере.
2) Второе направление опиралось на даосско-будийскую философию ценности личности человека, и поэтому художники стремились раскрыть неповторимые черты характера. Они создавали образы поэтов, отшельников, святых. Преимущество отдавалось рисованию тушью в свободной эскизной манере.

- анималистический жанр, в котором важно понимать смысл иносказаний.

Излюбленные символы:

- деревья (ива - символ утончённой женской красоты, сосна - сдержанность и стойкость, бамбук - символ человеческого характера, высоких моральных качеств)

- цветы (хризантема - символ возвышенного одиночества, скромности и целомудрия, множество цветов - символ расцвета китайского искусства, лотос - символ внутренней чистоты)

- рыбы, птицы, животные (сорока - символ чистой совести, голубь - символ мира, две рыбки, селезень с уткой, две бабочки  - символ супружеского счастья)






Неизвестный художник. Портрет знаменитого учёного, переводчика и министра церемоний при Миньском дворе Сюя Гуанци (1562-1633)


   В этом посте я совершила лишь краткий экскурс в историю изобразительного искусства Китая, лишь чуть-чуть приоткрыла дверь в мир китайской живописи. Эта тема бездонна и неисчерпаема, как и сама культура этой древней страны.

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
lyudmilka
Dec. 5th, 2012 09:34 pm (UTC)
спасибо за экскурс! было познавательно!
evgenia_plevo
Dec. 6th, 2012 07:30 am (UTC)
Рада, что понравилось :)
lyudmilka
Dec. 6th, 2012 10:01 am (UTC)
а вы изучали живопись или это написано на основании мимолетного желания познания?

evgenia_plevo
Dec. 6th, 2012 03:36 pm (UTC)
Я многое поняла, осознала уже там, когда увидела картины, потом захотелось всё обобщить и дополнить. Прочитала я, конечно, больше, чем здесь написала.
lyudmilka
Dec. 7th, 2012 08:46 am (UTC)
я заметила у себя интересные ощущения, когда рассматриваю китайскую живопись: хочется стоять и смотреть, смотреть, присматриваться и такое ощущение, что охватить не можешь, а видешь только часть общего..
evgenia_plevo
Dec. 7th, 2012 08:58 am (UTC)
У меня такие ощущения и от европейской живописи, только хорошей, без всякого там кубизма и супрематизма. Вы правы, китайские картины тоже хочется рассматривать, вникать в детали, хотя они в совсем другой технике написаны. Наверно, это отличительная черта настоящего искусства.
( 6 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com